Участник проекта
Вернуться назад
АО «Беломортранс»
АО «Беломортранс»
Беломортранс: логистика
в суровых условиях севера
Читать материал
01 03
Глава 1
Беломортранс: крупный игрок на российском рынке логистических услуг

Последние несколько лет рынок логистических услуг в России находится в стадии активного роста. Конкуренция приводит к развитию сегмента сложного комплексного обслуживания. Профильные компании, расширяя свои функции, все сильнее вовлекаются в бизнес-процессы клиентов. И, как отмечают эксперты, в этих условиях появляются явные лидеры, которые продолжают укрупняться и захватывать все большие объемы рынка.

Одним из таких крупных провайдеров в промышленном секторе является АО «Беломортранс». Предприятие работает на рынке уже около 29 лет и специализируется на комплексной логистике месторождений и промышленных объектов, а также на управлении операционной логистикой в нефтегазовом и строительном секторе преимущественно в регионах Крайнего Севера.
29 лет 29 лет
на рынке комплексной
логистики
Цитата
Наша компания родом из Архангельска, и, что такое Арктика, мы знаем не понаслышке: суровые зимы, полярные ночи и дни, ограниченность ресурсов, — сложностей иной раз более чем достаточно. Но есть сложности, обусловленные географической спецификой: особенности климатической зоны, отсутствие инфраструктуры и работа на автономных территориях. А есть отраслевые сложности: устаревшая инфраструктура, оставшаяся еще со времен Советского Союза, нехватка современных логистических активов. Любая сложность — это вызов для компании и проверка на реакцию и гибкость, а также на умение планировать и прогнозировать. И немаловажную роль в этом играет профессионализм сотрудников компании»,
— рассказывает генеральный директор АО «Беломортранс» Анна Ермолаева.
«Беломортранс» предоставляет очень широкий спектр услуг:
от комплексной логистики месторождений (russian upstream logistics), аутсорсинга складской логистики (ПРР и складское хранение) и входного контроля
до северного завоза (экспедирование грузов по СМП, фрахтование судов), программного обеспечения по учету и документообороту и управления логистическими активами.
Оказывая их, предприятие обеспечивает рост коммерческой эффективности всех участников логистической цепочки, полную прозрачность ресурсных потоков за счет интеграции электронных систем отчетности в существующую инфраструктуру, автоматизацию всех процессов, а также ответственность за процесс и гарантию возврата в случае утери какого-либо имущества. Словом, заказчику остается лишь сконцентрироваться на своей основной деятельности — добыче нефти и газа, а также строительстве.
Высокое качество услуг объясняется наличием у компании технологической базы, сформированной за долгие годы работы, и коллектива профессионалов, не прекращающего свое развитие. Постоянному прогрессу не мешает даже тот факт, что свою деятельность «Беломортранс» осуществляет в суровых условиях.
С самого открытия в 1991 г. в Архангельске компания работает в районах Крайнего Севера. Поначалу она выполняла лишь услуги по агентированию судов контейнерных линий, пассажирских судов, танкеров и экспедированию контейнерных грузов. С 2010 г. компания приступила к обслуживанию промышленных объектов и предприятий нефтегазового комплекса. Решающим проектом, поспособствовавшим становлению компании в нефтегазовой отрасли, стало участие в развитии порта Варандей в Ненецком автономном округе: «Беломортранс» полностью взял на себя управление логистическими потоками через порт Варандей, включая оперирование портом, стивидорные услуги и портовые операции по обслуживанию грузов. Помимо этого, компания занялась поставкой крупнотоннажных и негабаритных грузов для строительства завода TOTAL в России и начала работу в качестве подрядчика по проекту строительства «Ямал СПГ».
Примерно в это же время «Беломортранс» открыл филиалы в г. Усинск и Ухта и взял на полный аутсорсинг складские услуги по месторождениям им. Р. Титова и А. Требса компании «Башнефть». На автономной территории были построены склады и необходимая инфраструктура.

Позже, в 2016 г., компания начала работу в г. Усть-Кут (Иркутская Область) и п. Коротчаево (ЯНАО). В 2018 г. стала официальным экспедитором НОВАТЭК в проекте «Кольская Верфь» в Мурманске и участвовала в строительстве ЦСКМС в п. Белокаменке. А в 2019 г. компания открыла ОП Дудинка.

Сейчас компания имеет уже довольно внушительный список городов присутствия. В их числе Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Усинск, Новый Уренгой, Дудинка, Певек, Тикси, Иркутск, Усть-Кут, Владивосток и Находка.
Инфографика
Проекты в ЯНАО
Доставка проектного груза по сложнейшему маршруту в порт Сабетта для нужд строительства завода по сжижению газа «Ямал СПГ».
В п. Сабетта силами «Беломортранса» было доставлено около 30 000 фрахтовых единиц генерального груза для реализации проекта «Строительство объектов морского порта в районе п. Сабетта на полуострове Ямал
В 2018 г. в Сабетту по Севморпути компания доставила порядка 10 000 фрахтовых единиц генерального груза, предназначенного для строительства объектов морского порта в районе п. Сабетта
Перевозка мобильных сейсмовибраторов из Санкт-Петербурга.
Была организована погрузка на тралы и автоперевозка 8 единиц колесной и 2 единиц гусеничной техники, контейнеров с комплектацией и запасными частями на железнодорожную станцию.
Доставка грузов к месторождению, Перевозка производилась до станции Обская, находящейся в г. Лабытнанги ЯНАО. Состав преодолел путь более 2200 км.
02 03
Глава 2
Работа логистической компании — основа развития нефтегазовой отрасли в ЯНАО

Работа логистической компании в северных регионах, конечно же, имеет свою специфику. Во-первых, организация складских площадей осуществляется на труднодоступных и удаленных территориях. Во-вторых, в связи с суровыми климатическими условиями работа имеет резко выраженную сезонность. В-третьих, на процесс влияет географическая удаленность от основных инфраструктурных объектов. И в-четвертых, при такой работе всегда приходится учитывать ограниченность ресурсов, в том числе ресурсов связи.

Ямало-Ненецкий автономный округ — важный для АО «Беломортранс» регион. На его территории компания осуществляет свою деятельность примерно на 20 объектах.

2014 2014
Например, в августе 2014 г. ОАО «Беломортранс» открыл регулярную линию Архангельск-Сабетта. В 2015–2016 гг. компания выполняла доставку проектного груза по сложнейшему маршруту в порт Сабетта для нужд строительства завода по сжижению газа «Ямал СПГ». В один из таких рейсов теплоход «Валерий Васильев» доставил до пункта назначения более 15 000 т груза. Это судно является единственным в Северном бассейне, и его конструктивные особенности позволяют организовывать перевозку грузов длиной 25–45 м.
2017 2017
В 2017 г. в п. Сабетта силами «Беломортранса» было доставлено около 30 000 фрахтовых единиц генерального груза для реализации проекта «Строительство объектов морского порта в районе п. Сабетта на полуострове Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе. Сооружение технологического причала перегрузочного комплекса СПГ и ГК №1 и №2».
2018 2018
В 2018 г. в Сабетту по Севморпути компания доставила порядка 10 000 фрахтовых единиц генерального груза, предназначенного для строительства объектов морского порта в районе п. Сабетта на полуострове Ямал. Также был оказан комплекс логистических услуг по подготовке к перевозке и доставке более 1 000 фрахтовых единиц различного груза для строительства Базы берегового обеспечения в п. Сабетта.
Цитата
«Не далее как в ноябре 2019 г. Правительство озвучило грандиозные цифры по развитию Арктики — увеличение грузооборота до 80 млн т в 2024 г. (для сравнения, в 2023 г. — план на 45 млн т, 2022 г. — 32 млн т, 2021 г. — 26 млн т). Это очень большая цифра. Если планы перейдут в реальность, то я предполагаю большие сложности именно в секторе логистики по СМП (Северный Морской Путь). Потому что все еще нет государственной программы строительства арктического флота, строящиеся суда работают под флагами других государств, нет концепции организации и строительства единых логистических центров по обеспечению арктической экспансии — каждая компания, которая заходит в Арктику, решает возникающие задачи по завозу грузов самостоятельно»,
— делится генеральный директор АО «Беломортранс» Анна Ермолаева.
Еще один объект в списке компании — Бованенково.
В 2016 г. компания перевозила туда мобильные сейсмовибраторы Serсel (Франция) из Санкт-Петербурга. Тогда на территории ОАО «Петролеспорт» была организована погрузка на тралы и автоперевозка 8 единиц колесной и 2 единиц гусеничной техники, контейнеров с комплектацией и запасными частями на железнодорожную станцию. Затем были выполнены работы по погрузке техники и контейнеров на железнодорожные платформы и в вагоны, негабаритный груз был перевезен по Октябрьской и Северной железной дороге ОАО «РЖД», а также по дороге Обская-Бованенково ООО «Газпромтранс». И наконец, на разъезде №26 (556 км) специалисты осуществили разгрузку техники и контейнеров
«Беломортранс» имеет договор с собственником железной дороги Обская-Бованенково
источник АО «Беломортранс»
Важно отметить, что «Беломортранс» имеет договор с собственником железной дороги Обская-Бованенково, поэтому предприятие готово и в дальнейшем осуществлять перевозку и погрузо-разгрузочные работы как на Бованенково, так и в обратном направлении.

Компания производила доставку грузов и к Новопортовскому месторождению. Для этого в г. Иваново были приняты и поставлены на платформы 5 автокранов. Перевозка производилась для ООО «ГСП-Механизация» до станции Обская, находящейся в г. Лабытнанги ЯНАО. Состав преодолел путь более 2200 км.
Помимо этого, в списке «Беломортранса» значатся и другие населенные пункты
источник АО «Беломортранс»
Помимо этого, в списке «Беломортранса» значатся и другие населенные пункты (Салехард, Новый Уренгой, Тадебяяха, Газ Сале и т. д.), месторождения (Харасавэйское, Салмановское (Утреннее), Гыданское, Ямбургское и т. д.) и прочие объекты ЯНАО.
АО «Беломортранс» успешно реализовывает проекты аутсорсинга складской логистики
С 2012 г. АО «Беломортранс» успешно реализовывает проекты аутсорсинга складской логистики на месторождениях добывающих компаний. Основная концепция данного вида услуг — передать всю ответственность за грузы и операционную логистику на подрядчика, и за счет делегирования регулятивных рисков контролировать исполнение договорных обязательств. Ежегодно компания обрабатывает 150 000–170 000 т грузов на складах в НАО (прим. при месторождениях им. А. Титова и Р. Требса). Для выполнения работ компания обустроила собственную инфраструктуру для проживания вахтового персонала, технические помещения и рабочие зоны. Все работы ведутся собственными ресурсами компании — персоналом и технологическим транспортом.
Интервью
«ЯНАО — регион
номер один»
Интервью генерального директора АО «Беломортранс» Анны Ермолаевой
Анна Николаевна, Ваша компания уже более 20 лет занимается промышленной логистикой в Арктике в тяжелейших климатических условиях. С какими сложностями приходится сталкиваться? Как Вам удается их преодолевать?
Наша компания родом из Архангельска, и, что такое Арктика, мы знаем не понаслышке: суровые зимы, полярные ночи и дни, ограниченность ресурсов, — сложностей иной раз более чем достаточно. Но есть сложности, обусловленные географической спецификой: особенности климатической зоны, отсутствие инфраструктуры и работа на автономных территориях. А есть отраслевые сложности: устаревшая инфраструктура, оставшаяся еще со времен Советского Союза, нехватка современных логистических активов. Любая сложность — это вызов для компании и проверка на реакцию и гибкость, а также на умение планировать и прогнозировать. И немаловажную роль в этом играет профессионализм сотрудников компании.

То, что невозможно изменить, требует умения приспособиться: мы не можем поменять климатические условия в Арктике, но мы можем построить ту инфраструктуру на месте проведения работ, что обеспечит непрерывный технологический процесс: подготовить людей и технику, обеспечить связь и питание на автономии, приготовить достаточный уровень запасов на непредвиденные ситуации. Мы уже настолько изучили все нюансы ведения работ в Арктике, что ввели их в собственные регламенты, которые изначально предусматривают все требования техзаданий наших заказчиков.
Ямал, благодаря проектам нефтегазовой отрасли, в последние годы активно развивается. Сказалось ли это на деятельности Вашей компании в регионе? Увеличился ли объем работ?
Да, на деятельности компании сказалось. Мы стали мыслить более масштабно, увеличился объем работ, но увеличились и требования к организации логистики на всех этапах. Активное развитие отрасли повлияло и на рост конкурентной среды. Особенно это стало заметно с момента начала проекта «ЯМАЛ СПГ» на Сабетте. За последние 5–7 лет
рынок логистических услуг в нефтегазовом
секторе стал видоизменяться: возникло понятие
«комплексный логистический оператор» —
в отличие от транспортной компании он
занимается не просто экспедированием грузов
и перевозкой, но и обеспечивает заказчикам контроль и учет целых сегментов логистических операций и ТМЦ, не говоря уже о целом перечне дополнительных услуг по обработке груза. По запросу рынка сформировалась и наша специализация в нефтегазовом секторе — аутсорсинг логистических услуг для добывающих и промышленных компаний. В этом направлении мы работаем с дочерними компаниями НОВАТЭКа, РОСНЕФТи и БАШНЕФТи.
Любая сложность — это вызов для компании и проверка на реакцию и гибкость, а также на умение планировать и прогнозировать.
Государство связывает огромные надежды с Северным морским путем в плане развития арктической логистики и экономической привлекательности региона. Что Вы думаете по этому поводу?
Вы знаете, очень хотелось бы верить, что именно так все и будет и что вместе с этим будет принята какая-то программа развития инфраструктуры Арктики. Не далее как в ноябре 2019 г. Правительство озвучило грандиозные цифры по развитию Арктики — увеличение грузооборота до 80 млн т в 2024 г. (для сравнения, в 2023 г. — план на 45 млн т, 2022 г. — 32 млн т, 2021 г. — 26 млн т). Это очень большая цифра. Если планы перейдут в реальность, то я предполагаю большие сложности именно в секторе логистики по СМП (Северный Морской Путь). Потому что все еще нет государственной программы строительства арктического флота, строящиеся суда работают под флагами других государств, нет концепции организации и строительства единых логистических центров по обеспечению арктической экспансии — каждая компания, которая заходит в Арктику, решает возникающие задачи по завозу грузов самостоятельно.

Увеличение грузопотока в Арктике обеспечит новые рабочие места, новые компании, новые направления, интересные логистические задачи, требующие нетривиального подхода для решения. Поэтому со стороны государства хотелось бы видеть поддержку не только добывающих компаний, но и их непосредственных подрядчиков, которые обеспечивают снабжение Арктических проектов.
Промышленная логистика на Севере — это индивидуальные решения для каждой компании или все же комплексный подход к логистическим услугам?
Мы рассматриваем это не как взаимоисключающие альтернативы, а как комплексный подход, который может быть адаптирован под индивидуальные требования каждой компании. Вся наша работа построена на бизнес-процессах, которые обеспечивают своевременное технологическое исполнение задач — эти задачи достаточно однотипны по перечню услуг в каждой компании-заказчика. А вот основной сегмент адаптации — учет и документооборот — требует детальной проработки, как с точки зрения бизнес-процессов, так и с точки зрения реализации — автоматизация учетных форм и документов по требованиям заказчика. Поэтому решение все равно в итоге принимается индивидуальное.
Вся наша работа построена на бизнес-процессах, которые обеспечивают своевременное технологическое исполнение задач — эти задачи достаточно однотипны по перечню услуг в каждой компании-заказчика.
Усложнились ли в последние годы требования к работе со стороны заказчиков или государства?
Вести частный бизнес в России вообще не просто — скорость изменения экономических условий и законодательства у нас на порядок отличается от большинства стран. К этому приходится адаптироваться и нам, и заказчикам. Зачастую проекты заказчиком согласовываются годами, и к тому моменту, как происходит их реализация, действуют уже совсем другие нормы. Приходится уже по факту находить оптимальные решения, творчески подходить к процессам. Со стороны заказчиков ужесточились требования в части охраны труда и безопасности, и мы только рады этому. Заказчики диктуют требования рынка — дешевле, лучше, быстрее. Мы же совместно с ними ищем оптимальное решение для поставленных задач.
Как развиваются цифровые инструменты логистики в Вашей компании?
Еще в 2012 г. наша компания столкнулась с необходимостью разработки собственного ПО — все существующие на тот момент программы не подходили под складской учет и контроль на автономии (приемка грузов на удаленных территориях — автономиях — в Северном регионе). В них были ограничения по вариантам учета и номенклатуры грузов, по набору операций, «долгий ответ» на обработку данных, низкое «быстродействие» программы, невозможность работы в оффлайн режиме, высокие затраты на адаптацию, высокие расходы на передачу данных.

Мы выбрали свой вариант — разработать ПО, которое отвечало бы основным нашим требованиям: работа с большим массивом данных, возможность внедрения любых учетных и отчетных форм документов по требованиям заказчика, возможность работы в оффлан-режиме, низкие затраты на передачу данных и адаптацию, возможность синхронизации или экспорта данных в 1С. Сейчас это наш рабочий инструмент (название ПО — КОНДОР), который позволяет подключать к сквозному
комплексному учету несколько
договоров заказчика. Например, мы
приняли груз на железнодорожной
станции: он сразу же попал в нашу
программу (учет операций, учет
по хранению, оформление первичных
документов), далее перевезли груз
с базы временного хранения на склад
в автономии (перенос в базе с одного склада на другой, учет в перевозках, оформление первичных документов), потом приняли на складе в автономии, а оттуда уже перевезли на кустовые площадки. При этом мы можем отследить весь путь каждой единицы груза, определить все время движения партии в цепочке поставки, рассчитать затраты в цепочке поставки на каждую единицу груза. Эта информация не всегда требуется заказчикам, т. к. практически все ведут управление цепями поставок в собственном SAP, но она доступна в качестве аналитической справки, и мы используем ее для своих собственных нужд. У данного ПО есть также упрощенная клиентская версия по складскому учету и оформлению документов — АРМ-склад — мы дорабатываем ПО под требования конкретного клиента, внедряем в него необходимые документы, осуществляем техподдержку. Данное ПО сейчас дорабатывается новым функционалом, и мы пока не выпускаем его в пакетном варианте, но планируем это сделать в будущем.
Еще в 2012 г. наша компания столкнулась с необходимостью разработки собственного ПО — все существующие на тот момент программы не подходили под складской учет и контроль на автономии. Мы выбрали свой вариант — разработать ПО, которое бы отвечало основным нашим требованиям.
Какие еще есть планы у «Беломортранса» на среднесрочную перспективу? Какие ожидания связываете с ЯНАО в плане развития бизнеса?
Большая часть наших заказчиков — компании нефтегазового сектора, и в этом смысле мы полностью зависим от экономической ситуации по нефтедобыче не только в России, но и в мире. В силу текущей «лихорадки» на рынке в среднесрочной перспективе мы допускаем временное сокращение некоторых программ, но хотелось бы верить, что это не затронет наш сектор глобально. В связи с этим наши стратегические планы на текущий момент остаются связанными с географической экспансией и частичной диверсификацией услуг под требования рынка. И в этом смысле ЯНАО для нас — регион номер один по своему потенциалу развития на ближайшие годы.
03 03
Глава 3
IT-решения: двигатели
прогресса в логистике

Современную логистическую отрасль уже невозможно представить без информационных технологий. Их внедряют в целях оперативного сбора данных, непрерывного мониторинга, составления более точных прогнозов и т. д.

«Беломортранс», являясь крупным участником рынка, также уделяет особое внимание IT-решениям. И не только использует их, но и разрабатывает.

Разработка собственного софта стала для компании неизбежным шагом в связи с отсутствием на рынке подходящих готовых решений.
«Изначальные попытки вести товарный учет на готовом ПО наткнулись на достаточно существенные сложности, связанные с тем, что мы ведем свою деятельность в условиях Арктики, на которой и специализируемся. Принимая во внимания условия нашей работы — географическая удаленность от населенных пунктов, нестабильное интернет-соединение, суровые климатические условия и дороговизна спутниковой связи — создать собственное ПО оказалось единственным возможным вариантом.

Готовые программные продукты на базе 1C и SAP в силу ряда причин оказались менее производительными для нас. Дело в том, что каждый наш проект, так или иначе связан с новаторством, перенимать опыт, порой, негде, многое делается впервые. К примеру, мы построили самый северный нефтяной терминал в мире. Наши заказчики часто имеют индивидуальные требования к ведению учета и отчетности.

Благодаря высокой функциональной гибкости наше ПО позволяет учитывать все требования заказчиков. FOX решает вопросы учета ТМЦ в разрезе различных категорий — номенклатуры, количества, ассортимента и др. KONDOR помимо функционала учета сочетает в себе операционный учет — погрузо-разгрузочные работы, перевозки, межскладские перемещения товаров и все это с привязкой к конкретной партии груза»,
— отмечает президент
АО «Беломортранс» Игорь Некрасов.
Использование собственного детально продуманного программного обеспечения уже принесло компании свои плоды.

В первую очередь создание нового решения сказалось на качественном контроле остатков: размер недостач сократился на 40%.

Во-вторых, ПО положительно повлияло на процесс финансового планирования: стало возможным осуществление контроля бюджетирования в реальном времени.

И наконец, программное обеспечение повысило качество услуг: клиентам была предоставлена опция получения web-отчетов, которые формируются по всем текущим проведенным остаткам.

Компания не планирует останавливаться на достигнутом и постоянно работает над совершенствованием софта.
В настоящее время, например, внедряется QR кодирование грузов, а также ведется работа над клиентским мобильным приложением. «Беломортранс» расширяет возможности своего ПО, стремясь к полному охвату всего транспортного процесса. А значит, вскоре у клиентов появится также возможность видеть изображение с видеокамер со стройки и получать информацию о наличии материалов и о динамике всего процесса в онлайн-режиме.

Также ведутся работы над созданием пакетного варианта ПО, который был бы удобен партнерам и контрагентам — сейчас компания предлагает облегченную версию ПО — «АРМ-Склад».
Цитата
«Мы дорабатываем ПО под требования конкретного клиента, внедряем в него необходимые документы, осуществляем техподдержку. Данное ПО сейчас дорабатывается новым функционалом, и мы пока не выпускаем его в пакетном варианте, но планируем это сделать в будущем»,
— комментирует генеральный директор АО «Беломортранс» Анна Ермолаева.
«АРМ-Склад» позволяет производить приемку, перемещение и отпуск товара со склада хранения, ко всем операциями с грузами внедрены первичные отчетные документы (акты МХ), а также необходимые формы по требованию заказчика. В дальнейшем планируется выпустить пакетный продукт с более широким функционалом, который также позволял бы вести операционный учет.
Участник проекта
АО «Беломортранс»
Краткая справка о компании
АО «Беломортранс» — 4PL провайдер, специализирующийся на комплексной логистике месторождений и промышленных объектов, а также управлении операционной логистикой в нефтегазовом и строительном секторе.

С 1991 года мы обеспечиваем управление цепями поставок наших клиентов, в том числе в труднодоступных регионах со сложными климатическими условиями.

За 29 лет мы сформировали коллектив профессионалов и выстроили технологическую базу, обеспечивающие весь спектр услуг и высокую ответственность за результат. Нам доверяют логистику крупнейших инфраструктурных объектов российские и зарубежные компании.
АО «Беломортранс»
+7 495 514-02-55
Административный офис

л. Лесная, д. 43, помещение I,
ком. 25 (офис 312)

Москва, 127055

Операционный офис

ул. Ленинградская, вл. 39, стр. 6,
БЦ «Химки Бизнес-парк»

Московская обл., Химки, 141402
Над материалом работали
Ольга Бахтина
Главный редактор
Дмитрий Аверьянов
Коммерческий директор
Анастасия Никитина
Редактор проекта
Екатерина Романова
Руководитель проекта
Сабина Бабаева
Автор текстов
Михаил Челяденков
Дизайн
Елена Алифирова
Автор текстов
Николай Скинтеев
Разработка
Анна Павлихина
Автор текстов
Денис Савосин
Автор текстов
Илья Громов
Автор текстов